Полгода назад в Японии произошел взрыв на АЭС «Фукусима-1», приведший не только к экологической, но и к экономической катастрофе. В числе прочего, аналитики прогнозировали крах японского автопрома, что неизбежно вызовет кризис в международной автомобильной отрасли. Как последствия японских событий сказались на красноярском авторынке? Самое время подвести итоги.
Напомним, трагедия в Японии произошла 11 марта. Сначала землетрясение, а потом цунами спровоцировали аварию на одной из японских АЭС — «Фукусима-1». Несколько ее энергоблоков взорвались и создали угрозу радиационного заражения.
Стихийные и техногенные катастрофы вызвали серьезный кризис в экономике страны. Учитывая же обширные международные экономические связи Японии, проблемы этого маленького островного государства по определению должны были отразиться на всем мировом сообществе.
В Красноярске японские события взволновали, прежде всего, автомобильную общественность. Не секрет, что львиную долю местного автопарка составляют машины именно японских производителей, как на вторичном, так и на дилерском рынках. Япония же и основной поставщик запчастей к ним. Поэтому красноярский авторынок сразу наполнился негативными слухами и прогнозами — в первую очередь ожидалось сокращение поставок автомобилей и запчастей, и, как следствие, рост цен на них. Местные автоэксперты предрекали, что последствия катастрофы в Японии острее всего скажутся на красноярском рынке как раз в августе текущего года.
На вторичном рынке без перемен
Опасения, что поставки бэушных «японок» в Россию сократятся, оказались преждевременными. Как рассказал в беседе с корреспондентом Newslab один из рыночных «перекупов», авторынки на востоке страны забиты машинами под завязку, и продолжают стабильно пополняться. Руководитель портала 24auto.ru Артем Потехин говорит, что это вполне объяснимо — большая часть автомобилей поступает в Россию не из Японии, а из других государств. — Доля машин, ввозимых к нам непосредственно из Японии, просто мизерна в общем объеме поставок японских автомобилей б/у. Поэтому, даже если она еще уменьшилась после катастрофы, это совершенно неощутимо для рынка, — уверен Потехин.
Рост цен на вторичном рынке японских автомобилей, хоть и был явным и существенным, но также, по мнению эксперта, не связан напрямую с катастрофой в Японии. — Повышение цен идет практически постоянно, и вызвано, прежде всего, увеличением спроса на автомобили, и приростом денежной массы на рынке. Я лично не усматриваю прямой связи между ростом цен и трагедией в Японии, — говорит Артем Потехин.
В сегменте поставок запчастей также значительных изменений не произошло, хотя полгода назад поставщики были уверены в обратном. В частности, они прогнозировали неизбежное повышение цен на комплектующие к японским автомобилям. По их мнению, ситуацией непременно должны были воспользоваться производители неоригинальных запчастей из других азиатских стран и взвинтить цены на свою продукцию в период дефицита поставок из Японии. Однако этого не случилось. — Альтернативы японским запчастям не оказалась. Ни одна страна не производит их в таких объемах, чтобы сбить позиции японцев. Все, так же как и мы, в основном берут запчасти в самой Японии, на авторазборках, — пояснил главный специалист отдела маркетинга компании «Сакура Моторс» Вадим Осадчук. «Сакура Моторс» специализируется как раз на поставках запчастей из Японии, и Осадчук утверждает, что ни в объемах поставок, ни в стоимости комплектующих глобальных изменений не произошло.
Специалисты также отмечают, что в последнее время на местном рынке появляется все больше бэушных «японок», ввезенных к нам из Европы, в основном из Беларуси. Однако это объясняется более выгодными условиями покупки — процедура «растаможки» машин там значительно проще и дешевле.
Официальные дилеры терпят убытки
Если на «сером» авторынке события в Японии практически не сказались, то официальные дилеры японских производителей уже несут убытки. Как рассказал директор компании «Автограф» (дилер Subaru) Олег Мартынюк, примерно с середины лета объемы поставок машин от производителя уменьшились. Это связано с сокращениями объемов производства — на какой-то период японцы приостанавливали свои заводы. — Не скажу, что ситуация катастрофическая, но процентов на десять наши продажи снизились. Надо признать также, что мы теряем сейчас часть потенциальных клиентов, которые уходят к дилерам других марок, — говорит Мартынюк. По его словам, дефицит японских автомобилей сейчас восполняют другие производители — европейские и, может быть, даже в большей степени корейские.
Генеральный директор «Ауди Центр Красноярск» Ринат Тухватулин говорит, что продажи в его компании пока что никак не изменились. — Я бы не сказал, что продажи японских авто провалились. Во всяком случае, на нас пока это не отразилось. Думаю, японские производители смогли оптимизировать свои ресурсы, складские запасы комплектующих и запчастей, и как-то стабилизировали ситуацию. В целом же, я бы отметил, что от проблем японского автопрома вряд ли кто-то выиграл. Дело в том, что в Японии производится достаточно много запчастей, комплектующих, лакокрасочных покрытий для других производителей — европейских, корейских и т.д. Так что, все они в определенной степени пострадали. Повторюсь, на наших продажах дефицит японских авто пока не сказался. Но не исключаю, что в ближайшей перспективе мы это все же почувствуем, — говорит Тухватулин.
Олег Мартынюк тоже предполагает, что сокращение поставок машин из Японии может продолжиться в ближайшие месяцы. — Такое развитие событий вполне возможно. С другой стороны, я думаю, что этот период продлится недолго и глобальных потерь на рынке японские производители не понесут. Сейчас они очень оперативно восстанавливают и запускают свои заводы.